Главная | Математика | Физика | Ученые | Абитуриенту | О сборнике | Гостевая
О математике Logo
 

Математическое мышление и природа.

И. Р. Шафаревич
...Доклад выдающегося российского математика академика Игоря Ростиславовича Шафаревича, прочитанный им 28 сентября 1993 г. на собрании Японского математического общества. Говоря об опасности, к которой приближает человечество наша технологическая цивилизация, о той особой роли, которую играет в этом наука, в частности математика, занимающая в идеологии этой цивилизации центральное место ("дух математизации"), он указывает на ту, обыкновенно игнорируемую, сторону математики, которая "глубоко связана с эстетическим чувством" и способна "служить противоядием" тенденции абсолютизации "алгоритмического машинообразного мышления". Математик, равно как и каждый ученый, оказывается перед выбором - какая из тенденций возобладает в его творчестве.
Статья  VIVOS VOCO Опубликовано в ВИЕТ № 1, 1996 г.
 

Научная контрреволюция в математике.

Александр Зенкин
"Левополушарная преступность" вот уже больше века правит бал во владениях "королевы всех наук".
Не так давно в официальном печатном органе Российской академии наук ("Вестник РАН", 1999, # 6, с. 553-558) была опубликована статья известного математика, вице-президента Международного математического союза, академика Владимира Игоревича Арнольда. Название этого материала было довольно непривычным, я бы сказал, провокационным - "Антинаучная революция и математика". У обычных людей, привыкших относиться к науке, а тем более к математике с почти врожденным пиететом, уже одно это название вызывает "законное чувство" тревоги и недоумения. Я попросил моего недавнего собеседника Александра Зенкина, профессора, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Вычислительного центра РАН (см. интервью с ним - "Мультимедийный вариант наскальной живописи", "НГ-наука", # 3, март 2000 г.), прокомментировать статью академика Арнольда. Тем более что Александр Александрович заявил в своем интервью: "Визуализация математических абстракций обещает революцию в научном познании". Андрей ВАГАНОВ, ответственный редактор "НГ-науки".
Статья  НГ-Наука
 

Познание природы и логика

Давид Гильберт
По таланту, богатству полученных результатов и широте мышления немецкий математик Давид Гильберт (1862-1943) был уникальной фигурой даже среди самых блестящих математических умов. Он оставил заметный след во многих областях математики, создал новые направления математических исследований и обогатил культуру XX века важными и глубокими работами, посвященными теории познания, роли и месту математики в системе современной науки, природе математической истины, аксиоматическому методу и взаимосвязи теоретического мышления и опыта.
Статья  VIVOS VOCO Опубликовано в Знание-сила 1998 г.
 

Математическое образование в XXI веке

Самое необходимое для сегодняшней России вложение в человеческий капитал - это подготовка действительно высококлассных математических кадров
Нынешний год был объявлен ЮНЕСКО годом математики. По всему миру проходили крупные международные форумы, на которых обсуждались проблемы и перспективы развития математического знания в XXI веке. Не стала исключением и наша страна. В конце прошлого месяца в Дубне прошла Всероссийская конференция, посвященная математическому образованию в следующем столетии. Решили внести свой скромный вклад в развитие этой проблематики и мы. Публикуемая статья, это отчет о заседании "круглого стола" "Математическое образование в XXI веке", состоявшемся в редакции "НГ". В его работе принимали участие крупнейшие отечественные ученые, специалисты в области математического образования: Владимир Михайлович Тихомиров - профессор МГУ имени М.В. Ломоносова; Евгений Абрамович Бунимович - вице-президент Российской ассоциации учителей математики, заслуженный учитель РФ, депутат Московской городской Думы; Виктор Меерович Полтерович - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН, профессор Российской экономической школы; Дмитрий Семенович Шмерлинг - профессор Высшей школы экономики, начальник Информационно-аналитического отдела фонда ИНДЕМ; Игорь Федорович Шарыгин - заведующий лабораторией "Геометрия" Московского центра непрерывного математического образования, член исполкома Международной комиссии по математическому образованию (ES ICMI), автор ряда школьных учебников по математике; Иван Валериевич Ященко - директор Московского центра непрерывного математического образования, заведующий кафедрой математики НИПИРО, учитель математики школы # 57; Николай Петрович Долбилин - старший научный сотрудник Математического института РАН, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова; Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования, директор Московского института развития образовательных систем. Ведущий "круглого стола" Андрей Геннадьевич Ваганов, ответственный редактор приложения "НГ-наука".
Статья  НГ-Наука
 

Может ли машина мыслить?

А. Тьюринг
"Может ли машина мыслить?"-- едва ли не самая знаменитая статья А.Тьюринга. Даже сейчас, спустя почти 50 лет после ее написания, она, вызвавшая в свое время огромное количество как серьезных исследований, так и псевдонаучных спекуляций, нисколько не утеряла своего значения. Статья написана с юмором и иронией ("словно между строк стоят смайлики, по словам Э.Ходжеса, биографа Тьюринга), но за шутливым тоном изложения скрываются одни из самых оригинальных и глубоких идей, высказанных в уходящем веке.
Статья  Сайт газеты 1-ое сентября
 

Великие математики прошлого и их великие теоремы

В. Тихомиров
Эта статья посвящена истории математики. Из творчества величайших среди великих - Архимеда, Ферма, Эйлера, Лагранжа и Паусса - я отобрал или те из великих достижений, которыми они больше всего гордились сами, или же те, благодаря которым они более всего прославились в научном мире. Фундаментальные теоремы, о которых пойдет речь, не только важны сами по себе, но изумительно красивы. И пусть каждый из вас, мои читатели, входя в храм науки, оценит ее величие и красоту и укрепится в желании посвятить ей свою жизнь.
Статья  Сайт журнала Квант
 

Куда податься тугодуму?

Игорь Шарыгин.
Не более 50% учащихся в России попадают в "область адекватности" тестовых технологий. Одним из достоинств тестирования, по общему мнению, является объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знания учащегося, содержит систематическую ошибку. Причем речь идет об идеальном, в природе не существующем, наподобие идеального газа, тестировании. Дело в том, что есть достаточно много категорий учащихся, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). 2000-03-22
Статья  Сайт НГ-Наука
 

Математическое образование: настоящее и будущее

В. Садовничий, академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова
Глубокоуважаемые коллеги! Тема "Математическое образование: настоящее и будущее", предложенная мне для выступления Программным комитетом нашей конференции, допускает разные подходы. Наиболее приемлемым, по моему мнению, является подход, основанный на личном опыте и личных пристрастиях докладчика. Рене Декарт как-то сказал: "Никто не может утверждать, что я хочу предложить здесь метод, которому должен следовать каждый, чтобы правильно осуществлять деятельность разума; я хочу только разъяснять тот, которому я сам следовал"...
Статья  Газета 1-ое сентября
 

Отличима ли истина от лжи?

Академик А. Мигдал
Недавно я слышал рассказ талантливой актрисы о человеке, который в присутствии многих зрителей подвешивал в пространстве ее сапог "силой Духа", заявляя, что этой силы у него 9000 единиц, тогда как мировой рекорд составляет только 7000. Ежедневно на головы не сведущих в естественных науках людей обрушивается поток непроверенных фактов и слухов - верить в сверхъестественное стало модой и этаким признаком утонченности. Надеюсь, что эта статья поможет научиться - хотя бы отчасти - отличать разумное от неразумного, ловкий трюк от научной истины, чудо мнимое от подлинного чуда гармонии Вселенной.
Статья  VIVOS VOCO! Опубликовано в Науке и жизни 1982 г.
 

Доклад комиссии

по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований на президиуме РАН 16 марта 1999 года
Э.П.Кругляков

При подготовке настоящего доклада и его обсуждении на заседании Комиссии отмечалось, что существует группа вопросов, на которые мы не можем дать ответа. Так, мы оставляем без ответа вопрос о причинах роста влияния лженауки, о том, почему лженаука расцветает в благополучных высокоразвитых странах, наконец, вопрос о социальных последствиях распространения лженауки. Похоже, этими проблемами следует заняться общественным наукам. Тем не менее общий анализ ситуации все же оказался возможным. Он и предлагается вниманию Президиума РАН вместе с рядом предложений Комиссии по улучшению этой ситуации.
Статья  Философия науки
 


 
Hosted by uCoz