И. Р. Шафаревич
...Доклад выдающегося российского математика академика Игоря Ростиславовича
Шафаревича, прочитанный им 28 сентября 1993 г. на собрании Японского
математического общества. Говоря об опасности, к которой приближает человечество
наша технологическая цивилизация, о той особой роли, которую играет в этом наука,
в частности математика, занимающая в идеологии этой цивилизации центральное
место ("дух математизации"), он указывает на ту, обыкновенно игнорируемую,
сторону математики, которая "глубоко связана с эстетическим чувством" и способна
"служить противоядием" тенденции абсолютизации "алгоритмического машинообразного
мышления". Математик, равно как и каждый ученый, оказывается перед выбором -
какая из тенденций возобладает в его творчестве.
СтатьяVIVOS VOCOОпубликовано в ВИЕТ № 1, 1996 г.
Научная контрреволюция в математике.
Александр Зенкин
"Левополушарная преступность" вот уже больше века правит
бал во владениях "королевы всех наук".
Не так давно в официальном печатном органе Российской академии наук
("Вестник РАН", 1999, # 6, с. 553-558) была опубликована статья известного
математика, вице-президента Международного математического союза, академика
Владимира Игоревича Арнольда. Название этого материала было довольно
непривычным, я бы сказал, провокационным - "Антинаучная революция и математика".
У обычных людей, привыкших относиться к науке, а тем более к математике с почти
врожденным пиететом, уже одно это название вызывает "законное чувство" тревоги и
недоумения. Я попросил моего недавнего собеседника Александра Зенкина, профессора,
доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Вычислительного
центра РАН (см. интервью с ним - "Мультимедийный вариант наскальной живописи",
"НГ-наука", # 3, март 2000 г.), прокомментировать статью академика Арнольда.
Тем более что Александр Александрович заявил в своем интервью: "Визуализация
математических абстракций обещает революцию в научном познании".
Андрей ВАГАНОВ, ответственный редактор "НГ-науки".
СтатьяНГ-Наука
Познание природы и логика
Давид Гильберт
По таланту, богатству полученных результатов и широте мышления немецкий
математик Давид Гильберт (1862-1943) был уникальной фигурой даже среди самых
блестящих математических умов. Он оставил заметный след во многих областях
математики, создал новые направления математических исследований и обогатил
культуру XX века важными и глубокими работами, посвященными теории познания,
роли и месту математики в системе современной науки, природе математической
истины, аксиоматическому методу и взаимосвязи теоретического мышления и опыта. СтатьяVIVOS VOCOОпубликовано в Знание-сила 1998 г.
Математическое образование в XXI веке
Самое необходимое для сегодняшней России вложение в
человеческий капитал - это подготовка действительно высококлассных
математических кадров
Нынешний год был объявлен ЮНЕСКО годом математики. По всему миру проходили
крупные международные форумы, на которых обсуждались проблемы и перспективы
развития математического знания в XXI веке. Не стала исключением и наша страна.
В конце прошлого месяца в Дубне прошла Всероссийская конференция, посвященная
математическому образованию в следующем столетии. Решили внести свой скромный
вклад в развитие этой проблематики и мы. Публикуемая статья, это отчет о
заседании "круглого стола" "Математическое образование в XXI веке", состоявшемся
в редакции "НГ". В его работе принимали участие крупнейшие отечественные ученые,
специалисты в области математического образования: Владимир Михайлович Тихомиров
- профессор МГУ имени М.В. Ломоносова; Евгений Абрамович Бунимович - вице-президент
Российской ассоциации учителей математики, заслуженный учитель РФ, депутат
Московской городской Думы; Виктор Меерович Полтерович - член-корреспондент РАН,
доктор экономических наук, заведующий лабораторией Центрального
экономико-математического института РАН, профессор Российской экономической школы;
Дмитрий Семенович Шмерлинг - профессор Высшей школы экономики, начальник
Информационно-аналитического отдела фонда ИНДЕМ; Игорь Федорович Шарыгин -
заведующий лабораторией "Геометрия" Московского центра непрерывного математического
образования, член исполкома Международной комиссии по математическому образованию
(ES ICMI), автор ряда школьных учебников по математике; Иван Валериевич Ященко -
директор Московского центра непрерывного математического образования, заведующий
кафедрой математики НИПИРО, учитель математики школы # 57; Николай Петрович Долбилин
- старший научный сотрудник Математического института РАН, доцент МГУ имени
М.В. Ломоносова; Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской
академии образования, директор Московского института развития образовательных
систем. Ведущий "круглого стола" Андрей Геннадьевич Ваганов, ответственный
редактор приложения "НГ-наука". Статья НГ-Наука
Может ли машина мыслить?
А. Тьюринг
"Может ли машина мыслить?"-- едва ли не самая знаменитая статья А.Тьюринга.
Даже сейчас, спустя почти 50 лет после ее написания, она, вызвавшая в свое
время огромное количество как серьезных исследований, так и псевдонаучных
спекуляций, нисколько не утеряла своего значения. Статья написана с юмором и
иронией ("словно между строк стоят смайлики, по словам Э.Ходжеса, биографа
Тьюринга), но за шутливым тоном изложения скрываются одни из самых оригинальных
и глубоких идей, высказанных в уходящем веке. Статья Сайт газеты 1-ое сентября
Великие математики прошлого и их великие теоремы
В. Тихомиров
Эта статья посвящена истории математики. Из творчества величайших среди великих
- Архимеда, Ферма, Эйлера, Лагранжа и Паусса - я отобрал или те из великих
достижений, которыми они больше всего гордились сами, или же те, благодаря
которым они более всего прославились в научном мире. Фундаментальные теоремы,
о которых пойдет речь, не только важны сами по себе, но изумительно красивы.
И пусть каждый из вас, мои читатели, входя в храм науки, оценит ее величие и
красоту и укрепится в желании посвятить ей свою жизнь. Статья Сайт журнала Квант
Куда податься тугодуму?
Игорь Шарыгин.
Не более 50% учащихся в России попадают в "область адекватности"
тестовых технологий.
Одним из достоинств тестирования, по общему мнению, является
объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит
тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как
оценку знания учащегося, содержит систематическую ошибку. Причем речь идет об
идеальном, в природе не существующем, наподобие идеального газа, тестировании.
Дело в том, что есть достаточно много категорий учащихся, которые в силу некоторых
психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают
заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены).
2000-03-22
Статья Сайт НГ-Наука
Математическое образование: настоящее и будущее
В. Садовничий, академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова
Глубокоуважаемые коллеги! Тема "Математическое образование: настоящее и будущее",
предложенная мне для выступления Программным комитетом нашей конференции,
допускает разные подходы. Наиболее приемлемым, по моему мнению, является подход,
основанный на личном опыте и личных пристрастиях докладчика. Рене Декарт как-то
сказал: "Никто не может утверждать, что я хочу предложить здесь метод, которому
должен следовать каждый, чтобы правильно осуществлять деятельность разума; я хочу
только разъяснять тот, которому я сам следовал"...
СтатьяГазета 1-ое сентября
Отличима ли истина от лжи?
Академик А. Мигдал
Недавно я слышал рассказ талантливой актрисы о человеке, который в присутствии
многих зрителей подвешивал в пространстве ее сапог "силой Духа", заявляя, что
этой силы у него 9000 единиц, тогда как мировой рекорд составляет только 7000.
Ежедневно на головы не сведущих в естественных науках людей обрушивается поток
непроверенных фактов и слухов - верить в сверхъестественное стало модой и этаким
признаком утонченности. Надеюсь, что эта статья поможет научиться - хотя бы
отчасти - отличать разумное от неразумного, ловкий трюк от научной истины, чудо
мнимое от подлинного чуда гармонии Вселенной. СтатьяVIVOS VOCO!Опубликовано в Науке и жизни 1982 г.
Доклад комиссии
по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований на президиуме РАН 16 марта 1999 года
Э.П.Кругляков
При подготовке настоящего доклада и его обсуждении на заседании Комиссии
отмечалось, что существует группа вопросов, на которые мы не можем дать ответа.
Так, мы оставляем без ответа вопрос о причинах роста влияния лженауки, о том,
почему лженаука расцветает в благополучных высокоразвитых странах, наконец,
вопрос о социальных последствиях распространения лженауки. Похоже, этими
проблемами следует заняться общественным наукам. Тем не менее общий анализ
ситуации все же оказался возможным. Он и предлагается вниманию Президиума РАН
вместе с рядом предложений Комиссии по улучшению этой ситуации. СтатьяФилософия науки